Денис Лапицкий
Впечатление от книги двойственное...
(рецензия на книгу "Время игры")
Василий ЗВЯГИНЦЕВ "ВРЕМЯ ИГРЫ". Серия "Времена выбирают" (а также "Абсолютное оружие"). Издательство "Эксмо", 2001 год.
Впечатление от книги двойственное. С одной стороны, ещё раз убеждаешься, что пресловутое "правило сиквела" мало кому удаётся нарушить - и Звягинцев здесь не исключение, ибо любая из книг создаваемого им цикла уступает первой, "Одиссей покидает Итаку". С другой - повествование о Новикове со товарищи, кажется, получает новый импульс в развитии. А теперь - подробнее.
После того, как в 2000-м свет увидели "Бои местного значения", стало ясно, что тема "приключения в 20-х годах" исчерпывает себя, и необходимо либо вводить в повествование новых героев и менять место (а если исходить из главной идеи цикла - то, скорее, время) действия, либо ставить окончательную точку. То есть, конечно, при той популярности, какую эпопея Звягинцева имеет в стране, автор мог бы на протяжении пары-тройки лет, особо себя не утруждая, "нашлёпать" ещё несколько книг, которые с высокой долей вероятности были бы раскуплены читателями. И, честно говоря, в этом не было бы ничего неожиданного (ведь "творят" таким нехитрым способом книгу за книгой Бушков и Головачёв) - разве что некоторая обида осталась бы от обманутых надежд. Но Звягинцев предпочёл попытаться "сохранить лицо", за что ему отдельное спасибо.
Так появилось "Время игры". По всей видимости, это промежуточное произведение, в котором Звягинцев "перекидывает мостики" для своих героев из начала XX в середину XXI века. Действительно, тема 20-х годов и белогвардейско-большевистского противостояния (хотя какое это противостояние, если члены одной честной компании играют за обе стороны - Новиков и Шульгин за "белых", а Левашов за "красных") себя, как было сказано выше, практически исчерпала - даже Новиков в своих "Записках:" об этом обмолвился. Действительно, Звягинцев перебрал уже всё, что можно - и боевые операции, и скрытые акции спецслужб, и даже подробное описание ремонта кораблей. Да и антураж эпохи создавать становится труднее, потому что автор и здесь, похоже, рассказал всё, что ему было известно о том времени - хотя, кто знает:. Поэтому переход в "новую реальность" оправдан. Однако автор, по всей видимости, предпочёл идти по испытанному "экстенсивному" пути. Перебрасывая героев в середину XXI века, он исправно начинает описывать быт, нравы и так далее - то есть садится на своего излюбленного конька, ведь совершенно таким же образом были представлены и 20-е в "Разведке боем" и других романах, и 40-е годы в "Одиссее:". Но там автор использовал свое, не побоюсь этого слова, отличное знание эпохи и всех жизненных реалий. А как придётся поступать, когда речь зайдёт о будущем? Он уже попытался показать XXI век в "Праве на смерть" - и, откровенно говоря, картинка не впечатлила. Думается, что проверенный способ может здесь и подвести.
Кажется, сейчас автор, подобно витязю, стоит на своеобразном распутье: либо действовать по старинке, то есть попробовать разыграть сценарий, схожий с использованным при описании приключений в 20-х годах, но "в новом оформлении", либо сделать какой-то неожиданный ход. Надеемся, что у Василия Звягинцева, писателя неординарного, хватит сил, чтобы пойти по второму пути.
Но это ещё не всё - ибо мы практически не затронули героев книги. К сожалению, приходится признать, что главные герои книги - а это Новиков и Шульгин, плюс в какой-то степени Ирина (Левашов, Воронцов, Берестин, Лариса и Наталья во "Времени игры" практически не участвуют) - постепенно всё меньше и меньше похожи на самих себя в том виде, в котором мы знаем их по первой книге эпопеи. И дело здесь отнюдь не в том, что у Андрея и Александра всё больше проявляются их необычные способности, благодаря которым они способны контактировать с Держателями. Нет, просто автор попал в некоторую зависимость от своих персонажей - он ВЫНУЖДЕН делать их от книги к книге всё более и более рафинированными, одарёнными, умными, искушёнными в политике, психологии, философии, etc. И от этого они становятся всё более холодными и неестественными - потому что уж слишком многое умеют. Согласитесь, непросто поверить в то, что сотрудник института (пусть не простого института, и пусть даже обладающий некоторыми специфическими качествами вроде способности к гипнозу), коим являлся Шульгин, способен лихо "колоть" лучших агентов отечественных и иностранных спецслужб (в частности, самого Сиднея Рэйли), участвовать в подготовке и проведении масштабных войсковых операций, а в промежутках между победительными похождениями конструировать оружие, превосходящее лучшие мировые образцы:.
Кому как, а лично мне главные герои эпопеи всё больше напоминают: роботов. Тех самых роботов с парохода "Валгалла", которые обладают навыками лучших специалистов в любом деле, и способны заткнуть за пояс любого, стоит только ввести нужную команду. Так и Шульгин: нажал на кнопку - вот тебе Сашка-ниндзя. Нажал на другую - вот тебе Сашка-конструктор, Сашка-суперагент, Сашка-философ:. И с Новиковым та же ситуация.
Наконец, довольно забавно выглядят сетования Новикова на то, что, мол, ничего из изобретенного людьми после 30-х годов XX века (кроме успехов в медицине) не улучшило жизнь человечества. Однако это не мешает самому Новикову и его друзьям напропалую использовать компьютеры, новейшее оружие. А уж без хитроумных инопланетных приборчиков и творений Левашова они вообще как без рук. То есть человечеству плоды прогресса жизнь не особо улучшают, а нашей честной компании - очень даже.
Словом, как и было сказано в начале - впечатление от книги двойственное...
Денис Лапицкий