в начало
Информация

Игорь Пидоренко

Василию Звягинцеву - 60 лет


"Люди, такие же, как мы, люди более свободные:"

Василий Звягинцев писал романы всегда. Наверное, с тех пор, как научился писать. Ну, это, конечно же, не точно, а вот когда был студентом медицинского института - писал. На лекциях, на семинарах. И до сих пор хранит те толстые общие тетради, заполненные убористым мелким почерком. Даже использует кое-что из них в новых романах.

Но обращаться куда-нибудь со своими творениями, пробовать опубликовать их Василий Дмитриевич тогда, в молодости, даже не пытался. Потому что понимал - не пройдет, чуда не случится. В те, далекие времена требовалась совсем другая литература. В советской фантастике космические корабли под красными флагами бороздили просторы Вселенной, на Земле царил благостный коммунизм, на вершинах гор стояли гигантские памятники Ленину, еды и одежды хватало всем, а единственным устремлением человека будущего было свершение подвига во славу человечества и, по возможности, прекрасная гибель во имя этой же славы.

Для восторженно глядящего на мир подростка такая литература, может быть, и была хлебом насущным, но людям, хоть чуть повзрослевшим и получившим способность видеть мир через критическую призму, розового киселя явно не хватало. Потому и создавал будущий писатель свои миры, такие, какими он хотел бы их видеть. Пусть пока только для себя и ближайших друзей. Но с верой, что когда-нибудь то, что он пишет, пригодится многим и многим. И продолжал жить: учился, служил в армии, работал в комсомоле, профсоюзах, милиции. Но, в свободное время, то есть, по ночам, продолжал писать.

А потом времена стали потихоньку меняться. Не то, чтобы сами по себе, люди их меняли. Преодолевали сопротивление других людей, уговаривали, спорили, доказывали, хитрили. Имеется в виду отдельно взятое, издательское дело. Вот так и появился на свет сборник ставропольской фантастики "Десант из прошлого", в котором половину томика занимала первая часть романа Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку". Сборник едва попал к читателям, как в план издательства роман был поставлен еще большим объемом. Кто-то пытался возражать: "Читатель не одобрил еще и первую часть, а мы собрались выпускать весь роман отдельной книгой!" Но это были только слова, которые ничего уже не могли изменить, потому что писатель Василий Звягинцев начал свое победное шествие к душам так долго ждавших его читателей.

Роман "Одиссей покидает Итаку" был удостоен самой престижной литературной премии в области фантастики "Аэлита", получил и еще несколько. Он переиздавался снова и снова. Можно, казалось бы, почивать на лаврах, не написав более ничего, как, зачастую и бывает с авторами нашумевшей книги. Но Василий Дмитриевич как писал романы всю жизнь, так и продолжает их писать. На сегодняшний день их у него вышло десять, причем, первые семь - это, собственно сам "Одиссей:" с продолжениями, а последние три - уже совсем о другом, хотя и написаны они так же мастерски, как и первые.

При взгляде на историю, как нашей страны, так и всего мира в целом человека порою охватывает некоторое тягостное недоумение: "Ну почему все именно так плохо случилось? Неужели нельзя было что-то изменить, пойти другим путем, помешать одним и помочь другим, чтобы не произошло ужасных трагедий, чтобы не погибли миллионы людей в бессмысленных и жестоких войнах, катастрофах, эпидемиях?" Нас всегда учили, что ход истории неизменен, она развивается по своим, незыблемым законам и личность не значит ничего.

А так хочется изменить уже свершившееся! Помочь людям избежать крови, смертей, болезней, дать истории шанс пойти другим путем. Альтернативная история - достаточно распространенный жанр. В советской литературе он не приветствовался, поскольку выходил за жесткие рамки марксистско-ленинских теорий. Сейчас же значительная часть новой российской фантастики посвящена именно альтернативным вариантам прошлого.

Хотелось что-то изменить в истории и Звягинцеву. И если в первой части "Одиссея.." к этому есть только приступ, то в дальнейшем герои романа "переигрывают" начало Великой Отечественной войны, а затем и всю Гражданскую войну! Здесь в полной мере проявился энциклопедизм исторических знаний автора, который с легкостью погружает читателя в атмосферу жизни былых десятилетий, позволяет почувствовать ее неповторимый вкус. И все романы написаны живо, увлекательно, да что там, просто мастерски.

Вместе с тем, Василий Звягинцев не стесняется ставить в конце каждой своей книги место ее написания - Ставрополь, чем привлекает внимание читающей публики к нашему, хотя и прекрасному, но все-таки провинциальному городу. Как-то так повелось, что знаменитыми становятся книги в основном столичных писателей, а если провинциальный автор добивается успеха, то немедленно начинает стремиться перебраться в Москву или Санкт-Петербург. Тех, кто не изменяет своей "маленькой Родине" можно пересчитать по пальцам. Вот одним из таких "пальцев" и является Василий Звягинцев. Наверное, справедливо будет заметить, что город и его руководство до сих пор маловато уделяет внимания своему талантливому земляку. А стоило бы, ведь до сих пор книги ни одного ставропольца не издавались и переиздавались такими тиражами. За исключением, конечно, Александра Солженицина, но он, скорее, гражданин мира: А Звягинцева, между тем, в мире тоже читают. Маленький эпизод: по телевидению показывают американских солдат, высадившихся в Афганистане. И у одного из них в руках - книга Звягинцева!

Несмотря на большие тиражи, романы Василия Звягинцева трудно найти на полках книжных магазинов, а если они и встречаются, то это означает только, что издательство, следуя читательскому спросу, в очередной раз допечатало несколько романов.

Будучи прекрасным писателем, Василий Дмитриевич остается и прекрасным человеком и семьянином. С ним всегда можно встретиться, поговорить, получить от него совет. Слава совсем не изменила его. И не уменьшила его трудолюбия, потому что впереди у нас определенно новые встречи с полюбившимися героями книг Василия Звягинцева и знакомства с еще неизвестными нам. Недаром ведь Василий Дмитриевич эпиграфом к первому своему роману взял слова Толстого: "Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живущих в самых выгодных условиях жизни для борьбы и выбора между добром и злом, людей, изведавших все стороны человеческих мыслей, чувств и желаний, людей, таких же, как мы, могущих выбирать между рабством и свободой, между образованием и невежеством, между славой и неизвестностью, между властью и ничтожеством, между любовью и ненавистью, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых". Ведь в глубине души каждый из нас мечтает быть именно таким человеком, не правда ли?

Игорь Пидоренко
"Ставропольская правда", 21 ноября 2004 года


© cтатью любезно прислал для размещения на сайте её автор.

Информация
На сайте работает система Orphus
Если вы заметили орфографическую или какую другую ошибку в тексте,
то, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.