Виктор Сухоруков
Расширяющиеся миры
Василия Звягинцева
Не в традициях нашей рубрики возвращение к книгам одного и того же писателя: разнообразие хороших изданий, к счастью, неисчерпаемо! Но время от времени приходится и возвращаться, особенно если сам автор дает обязывающий и веский повод.
Два года назад "Книжная лавка" опубликовала статью "Альтернативные вселенные Василия Звягинцева" - о его знаменитом цикле романов, начавшемся в начале 90-х книгой "Одиссей покидает Итаку". "Знаменитом" - буквально: именно "Одиссей" за один 1993 год получил сразу четыре престижные литературные премии - "Аэлиту", "Интерпресскон", премию имени Беляева и специальную международную премию "Еврокон".
О своем тогдашнем успехе (а "Одиссей" для многих читателей стал книгой культовой!) сам Звягинцев судил объективно: "Я человек самокритичный, почему и умею свои книги редактировать, как чужие, в то же время - в меру тщеславный. И, в общем, догадывался, что по тем временам книга получилась не рядовая и успех иметь должна. Однако сам успех был больше ожидаемого. Вовремя то есть книжка вышла. Через пару лет того эффекта бы уже не было, что и подтверждается хотя бы тем фактом, что за минувшие годы других премий я уже не получал. Вывод - надо суметь оказаться в нужное время в нужном месте".
А затем писательская судьба Звягинцева сделала крутой поворот "все вдруг". Чисто эмпирически (и, возможно, неожиданно для самого себя) он открыл тему "альтернативной российской истории" и начал ее последовательно разрабатывать.
Есть жесткое правило: в истории не бывает сослагательного наклонения. Василий Звягинцев демонстративно и талантливо нарушил это правило, отталкиваясь в своих романах от формулировки "а что было бы, если бы?.." И строя на произвольных допущениях сюжеты все новых и новых книг. "История по-звягинцевски" оказалась чертовски интересной штукой! В ней наши современники - выходцы из 80-х годов - рушат прежнюю, классическую, историю и дружно выводят истории альтернативные.
Так появились романы "Вихри Валгаллы", "Бои местного значения", "Андреевское братство", "Бульдоги под ковром", "Разведка боем", "Право на смерть"... А в них неразлучные супергерои Новиков, Шульгин, Левашов, Воронцов пробовали российскую историю на излом. Помогали генералу Врангелю не бежать из Севастополя в Стамбул, а выиграть Крымскую кампанию 1920-го года и затем - параллельно РСФСР построить мощную белогвардейскую Югороссию. Меняли Ленина на Троцкого, подселялись в душу Сталина и управляли им на свой лад - исходя из нравственных принципов "шестидесятников", обогащенных опытом постсталинской истории. Выигрывали начало Великой Отечественной войны.
А также - успешно боролись с пришельцами-инопланетниками, посещали иные звездные миры и накоротке общались с некими "Держателями" нашей Вселенной.
Тема альтернативной истории оказалась и забавной, и поучительной, и увлекательной, а потому звягинцевский цикл пользовался у читателей постоянным успехом.
Два года назад именно об этом цикле писала наша "Книжная лавка" (после той публикации в книжном магазине "ПР" все книги Звягинцева размели за несколько дней). Упомянув, впрочем, о последней новинке - романе Василия Звягинцева "Дырка для ордена", который представил совершенно иных героев - Вадима Ляхова и Сергея Тарханова, живущих в совсем иной реальности: в их вселенной большевистский переворот был успешно подавлен в зародыше, а империя превратилась в нормальное буржуазно-демократическое государство.
Я тогда писал в "ПР": "Уже в ближайшем будущем следует ожидать новой книги Звягинцева. Где альтернативные герои из "Дырки" неизбежно должны пересечься с великолепной четверкой "одиссеев". А это значит, что цикл продолжается и продолжается". Сейчас приятно отметить, что то предсказание сбывается на глазах.
За прошедшее время Звягинцев опубликовал еще два романа, ставших продолжением "Дырки для ордена". Это "Билет на ладью Харона" и "Бремя живых". В них новые герои, Ляхов и Тарханов, проходят лихо закрученные испытания, попадая уже не в альтернативные, а параллельные своему миры, населенные... одушевленными телами умерших землян. Приключение в этом Чистилище обещает читателям заманчивые перспективы!
...Количество романов Звягинцева (а это десять увесистых томов) может наводить на размышления. Кому-то этот цикл решительно не нравится, кто-то причисляет себя к фанатам писателя. Сам я отношу себя к иной категории (возможно, самой многочисленной). Когда-то увлекшись первым романом Звягинцева, я сейчас просто отдаю дань уважения его творчеству и настойчивости. И - продолжаю коллекционировать его романы, отведя Звягинцеву целую полку своей библиотеки.
И в самом деле: если уж начал читать хорошую книгу, то как-то глупо упускать возможность полностью укомплектовать весь цикл... Так ведь? Минувшим летом, узнав из публикаций в Интернете о выходе "Билета на ладью Харона" и "Бремени живых", я эти романы и вовсе из Москвы выписывал.
А теперь книголюбы Мариуполя получили неплохой подарок - все десять (!) томов эпопеи Звягинцева, вышедших в серии "Русская фантастика" известного московского издательства "Эксмо" и очень прилично оформленных. От "Одиссея" - до "Бремени": с одним художественным дизайном и объединенные одной издательской стилистикой - своеобразное "собрание сочинений" Звягинцева.
А сам писатель обещает новые продолжения. Просто объясняя свой интерес к "альтернативе": "Наверное, дело в том, что наша прошлая история настолько искажалась и фальсифицировалась, что стала выглядеть неправдоподобно и ирреально. А я стараюсь писать точно и логично в пределах предложенных обстоятельств. Вот и выходит "добротно и достоверно". Ведь случившееся с Россией в ХХ веке есть настолько грубое насилие над разумной жизнью, что любой другой вариант развития событий выглядит куда естественнее. Ну и еще, за пределами базового фантастического допущения я стараюсь сохранять абсолютную точность в деталях и фактах".
Интерес Звягинцева к альтернативной истории - вещь понятная, она принесла ему и славу, и признание. Но, наверное, гораздо важнее интерес читателей к романам Звягинцева. Вероятно, потому, что всем нам хотелось бы жить в более мудром и честном мире. Не получается? Тогда давайте хоть почитаем об этом...
Виктор Сухоруков