Виктор Сухоруков
Альтернативные вселенные
Василия Звягинцева
У ставропольского 58-летнего писателя Василия Звягинцева завидная творческая судьба. Официально он вроде фантастом числится в библиотечных реестрах. Но факт - его романами зачитывается немалая часть людей, не очень жалующих этот самый род литературы. Наверное, потому что именно ему удалось создать совершенно новый жанр "альтернативной истории". Едва ли не каждый из нас хоть раз, но задумывался: а что было бы, если бы?.. Если бы Наполеон погиб безвестным лейтенантом? если бы реформатора Александра II не взорвали террористы? если бы юного Сталина пристрелили, когда он грабил очередной банк? если бы мальчик Вова Ульянов утонул в проруби? Вопросы обычные и праздные. Но заслуга Звягинцева как раз и состоит в том, что он первым начал обстоятельно и даже научно выверенно отвечать на эти веселые вопросы.
В начале 90-х в Санкт-Петербурге стотысячным тиражом вышел его объемный роман "Одиссей покидает Итаку", который сразу же стал сенсацией, а для многих читателей - культовой книгой. Его герои, четверо москвичей, невольно попадают в центр конфликта двух внеземных цивилизаций и умудряются не просто выжить, а и оказаться победителями. К счастью, Звягинцев не слишком глубоко развивал инопланетную тему, а оставил своих героев на Земле. Да еще какой! Наши продвинутые ребята засылаются в собственное же прошлое и получают возможность поправить кое-что в нашей истории. Одному из четверки даже в "шкуре" Сталина посчастливилось побывать, и он, как истинный интеллигент-шестидесятник, решил не дожидаться судьбоносного двадцатого партийного съезда, принялся решительно бороться с проявлениями культа своей личности и его - культа - последствий.
И даже попытался "переиграть" Великую Отечественную войну, завершить ее к 1943 году (эта часть романа под названием "Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин" оказалась просто шедевром!). За два месяца, оставшиеся до 22 июня, "Новиков-Сталин" пытается сделать все, чтобы предотвратить страшный разгром Красной Армии летом. Читая роман, понимаешь: если бы не преступная деятельность "гениального вождя", то были реальные возможности одержать полную и цивилизованную победу над Германией, не жертвуя так своим народом, используя его не как пушечное мясо, а как настоящую военную, инженерную, научную, нравственную силу. Звягинцев построил захватывающий сценарий: здесь и возвращение в строй репрессированных полководцев, и разработка умной стратегии войны в воздухе, и полное изменение функций НКВД, и многое другое - что неизбежно вело к перерастанию сталинизма в осторожную форму демократии. Читать эти главы больно - но это та самая боль, какую и должна доставлять читателю хорошая литература.
"Одиссей" выдержал десятки изданий и получил кучу заслуженных премий. От самых престижных - нашей "Аэлиты" и международной "Еврокон" - до "Интерпрескона" и премии имени Беляева. Но "феномен Звягинцева" проявился в его верности теме, доходящей до скрупулезной и почти болезненной точности. Он развил "Одиссея" огромным циклом новых книг - отчасти являющихся продолжением (в них живут и побеждают все те же герои), но одновременно представляющих и самостоятельную литературно-издательскую ценность. На сегодняшний день уже вышли в свет шесть "романов-продолжений", вместе с "Одиссеем" составившие зримую и выпуклую картину альтернативной истории Российской империи, избежавшей большевистского переворота в 1917 году! Вероятно, в этом и есть секрет успеха Звягинцева.
"Альтернативщиков" в фантастике было много. Но он первым успешно попытался создать полноценную эпопею. Посвященную (в чем секрет-наживка!) нашей собственной истории.
В романе "Вихри Валгаллы" действие вместе с героями переносится в 1920 год, канун Перекопа и захвата красными Крыма. Используя свои знания стратегии и тактики конца ХХ века, они помогают барону Врангелю разбить красные полки в Крыму, развернуть наступление и выйти к Курску. (Извест-но, что в нашей реальности армия "Верховного правителя Юга России" была наголову разбита Красной Армией под чутким руководством Фрунзе и Троцкого). Затем, оставив барона Врангеля у стен большевистской столицы, наши герои сами проникают в Москву. И история меняет течение свое: половина партии арестована и ждет суда, железный Феликс вовремя гибнет, вождь Ульянов еще более своевременно умирает на четыре года раньше намеченного срока, и его хоронят без мавзолея. Генсеком партии становится, разумеется, Лев Троцкий, который, чтобы сохранить свою власть, заключает под диктовку "прогрессоров" из будущего мирный договор со стоящим под Москвой Врангелем. И весь мир, затаив дыхание, ждет, чем закончится сосуществование двух русских государств с различным общественным строем - остроумный вариант "Северной и Южной Корей".
Впрочем, для меня в этой книге самыми замечательными стали пространные и грамотно выписанные эпизоды спасения адмирала Колчака и сражения у мыса Сарыч, где российский флот громит самоуверенную английскую эскадру.
В романе "Бои местного значения" Звягинцев возвращается к столь успешно начатой им теме сталинской эпохи. На этот раз "психоматрица" другого героя, Шульгина, перебрасывается в нескучный 1938 год и накладывается на личность наркома Шестакова - за полчаса до его ареста. И орденоносец, член ЦК и депутат начинает озоровать: перебивает ленивую группу захвата НКВД, переходит на нелегальное положение и вступает в небезуспешный "бой местного значения" со сталинским режимом. А параллельно с ним действует и новый, еще более убедительный герой - розыскник МУРа Буданцев: эдакий опер Жеглов, с уголовников переключившийся на поиск фантома-наркома.
А роман "Андреевское братство" предложил еще более закрученный сюжет. Здесь герои из 1921 года новой, "несоветской" реальности переносятся в свое собственное будущее и возвращаются назад, прихватив из 2054 года тамошнего журналиста Ростокина. Который активно и с удовольствием участвует в большевистских разборках на улицах троцкистской Москвы. Чем занимателен цикл Звягинцева, так это концовками книг, где он, кажется, ставит последнюю точку и вроде бы прощается с читателями навсегда. А за этой грустью все равно остается ожидание нового романа, причем писатель никогда не обманывал этих надежд.
Конец прошлого года ознаменовался своеобразной сенсацией. Вышла в свет еще одна книга Звягинцева - "Дырка для ордена" (кстати, невероятным для нынешнего рынка тиражом в 30 тысяч экземпляров!) Это первый роман, не связанный с "одиссейским" циклом! Наверняка кто-то из читателей разочаровался. Но меня лично эта книга лишь заинтриговала. Во-первых, и здесь речь идет о параллельной реальности. Но если в общем цикле герои из нашего мира перемещались в альтернативный, то в "Дырке" они существуют здесь изначально: в их вселенной большевистский переворот был успешно подавлен в зародыше, а империя превратилась в нормальное буржуазно-демократическое государство. А во-вторых, Звягинцев оставил здесь себе элегантную развилку! В конце книги герой на несколько минут заглядывает в параллельную реальность и с изумлением видит непонятный плакат: "Да здравствует XVI съезд ВЛКСМ!". Вернувшись "домой", он растерянно пытается узнать: что такое это самое "ВЛКСМ" и с чем его едят?
Так что, как я понял, уже в ближайшем будущем следует ожидать новой книги Звягинцева. Где альтернативные герои из "Дырки" неизбежно должны пересечься с великолепной четверкой "одиссеев". А это значит, что цикл продолжается и продолжается. Не случайно ведь энтузиасты-историки уже опубликовали дотошное исследование "Виртуальная история от В. Звягинцева": созданный им мир уже реально существует; и в нем уже живут сотни тысяч читателей.
Виктор Сухоруков